Шёл 1921-й год ...


 В Латвии продолжался процесс отчуждения имений у землевладельцев. К началу года из отчуждённых имений было уже образовано десять тысяч хуторных хозяйств. Министерство земледелия планировало ещё создать столько же хуторов. При отчуждении не делались исключения для владельцев имений – латышей. Подаваемые ими в Центральный земельный комитет прошения оставались без рассмотрения. Вдобавок к этому в правительственных кругах уже созрел проект отмены графского, княжеского, баронского и других титулов.

Приближающийся дачный сезон остро поставил вопрос о приобретении и сдаче участков и дач на Взморье. Изданный аграрный закон не предусматривал некоторых деталей в вопросе о земле, сданной в пользование на 99 лет, вследствие чего возникали частые недоразумения с куплей-продажей таких участков. Особенно тягостной для новых покупателей и арендаторов была излишняя волокита в Центральной Землеустроительной Комиссии – владелицей дачных местностей Рижского взморья, отчуждённых у бывших владельцев: барона Фиркса и других. Комиссия разбирала подаваемые ей прошения 3–4 месяца. Такое положение при наличии запущенности дач на взморье и необходимости быстрого ремонта новыми владельцами, ставило их в очень затруднительное положение, т. к. они могли приняться за работы только лишь во второй половине лета, т.е. к «шапочному разбору», когда станут хозяевами. Управа Рижского Взморья озаботилась этим вопросом и делала всё, чтобы устранить эту ненормальность, в корне противоречащую интересам города, прилагающего все старания к процветанию морских курортов. В то же время в правительстве уже разрабатывался план восстановления латвийских курортов. Огромные надежды возлагались на иностранный капитал, ибо своими средствами не предоставлялось возможным сделать что-нибудь солидное. Стоит отметить, что к тому времени в курортном управлении уже имелись предложения со стороны иностранных капиталистов. Конечно же, особое внимание уделялось Бальдону и Кеммерну.

 В Кеммерне планировалось расширить деятельность курорта. Предполагалось устроить огромный отель, который функционировал бы зимой и летом; восстановить электрическую железную дорогу и дачи; приложить старания к тому, чтобы отпускать до шести тысяч ванн в день. В это колоссальное предприятие должны были быть внесены новейшие технические и медицинские усовершенствования.

Развитие Кеммерна тормозили высокие железнодорожные тарифы. Городская Управа Рижского взморья ходатайствовала перед правительством о снижении тарифов на 75 процентов, мотивируя это тем, что существующий на латвийских дорогах тариф необоснованно высок, и это отразится на развитии курорта и особенно Кеммерна. Если правительство решило вложить огромные средства на восстановление Кеммерна, то оно должно отказаться и от небольшого дохода, который приносят высокие железнодорожные тарифы. Правительство в принципе доброжелательно отнеслось к ходатайству Управы и обещало рассмотреть данный вопрос.

 

 Раз уж речь зашла о Кеммерне, то с него и начну обзор 1921 года, хотя Кеммерн и не входил в состав города Рижское взморье.

 

Кеммерн

 

В марте 1921 года Департамент здравоохранения министерства внутренних дел издал таксу на пользование лечебными ваннами в Кеммерне: грязевая ванна – 60 рублей, серная II класса – 40 рублей, серная III класса – 30 рублей. По особому ходатайству, подаваемому дирекции купальных мест, определённая категория лиц могла получить услуги по пониженной цене или даже бесплатно. Бесплатных серных ванн в Кеммерне отпускалось не более десяти процентов от всего количества особо нуждающимся, госслужащим с окладом или пенсией не более 660 рублей в месяц. По пониженным ценам ванны отпускались неимущим, которым не полагались бесплатные ванны, а также прочим категориям государственных служащих. Местные и иностранные врачи пользовались лекарственными средствами бесплатно, а члены их семейств – с 50-процентной скидкой. Бесплатные ванны отпускались лишь с 20 мая по 25 июня и с 1 августа до окончания сезона. Исключения допускались лишь для учителей и госслужащих, которые не могут пользоваться ваннами в указанные сроки.

 Сравнивая Кеммерн, так сильно пострадавший от войны, уничтожившей его на три четверти, с его прошлогодним видом, нельзя не прийти к заключению, что он заметно оживился, хотя следы войны были видны ещё на каждом шагу. В конце мая приятно поражало уже подведённое под крышу новое каменное двухэтажное здание железнодорожной станции. На том месте, где в 1836 году стоял первый кургауз Кеммерна, т. е. вблизи станционного парка, как по мановению волшебного жезла, уже было подведено под крышу новое здание кургауза. Его начали строить 1 мая, рассчитывая закончить строительство к 20 июня. Чья-то заботливая рука убрала весь мусор и остатки войны с тех мест, где придётся ходить и ездить кеммернским дачникам. В полную исправность приведены машинное и ванные здания. Для отопления заготовлены 300 кубических саженей дров, так что излишков хватит ещё и на будущий год. Для размещения больных отремонтировано до 500 новых комнат. Кроме того, подготовлены к услугам приезжающих гостиница с 24 комнатами, содержимая бывшим содержателем кеммернского кургауза г. Виллюмсоном, пансионы Польман с 43 комнатами и Грубе с 32 комнатами.

Плата за пользование комнатами колебалась в размере от 700 до 1500 рублей в месяц. Полное содержание в пансионах обходилось от 250 до 300 рублей в сутки.

 В конце мая в Кеммерне имелось 100 коров, семь продовольственных лавок (в прошлом году – три), пекарня, кондитерская, рынок, снабжаемый провизией из Курляндии. Цены на продукты колебались, но не выше рижских. Были открыты также аптека и газетный и книжный стол. При канцелярии курорта работала почтовая агентура. Планировалось установить телефон. Готовился к открытию санаторий для латвийских воинов.

Дачники и больные начали прибывать в Кеммерн уже в середине мая. На случай, если число дачников будет достаточным, в бюджете Кеммерна были предусмотрены средства на небольшой оркестр.

В первой половине мая Кеммерн посетили председатель Учредительного собрания Чаксте и министр внутренних дел Берг, которые ознакомились с ходом работ по возобновлению Кеммернского курорта.

Курорт был популярен. Заявления о желании пользоваться лечением и отдыхом в Кеммерне поступали ежедневно не только из Латвии и Латгалии. Интерес проявляли литовцы, эстонцы, поляки.

В середине июня постройка нового кургауза подходила к завершению. С 1 июля планировалось пригласить для нового кургауза небольшой оркестр.

Летом квартир и комнат для больных и дачников хватало, т. к. работы по восстановлению разрушенных жилищ всё время шли усиленными темпами. К июлю кеммернцы привели в нормальное состояние уже более половины разрушенных войной зданий. Провизией курорт хорошо снабжался из Курляндии. Овощами и молоком Кеммерн был сам достаточно богат, а мясо и жировые продукты привозились из окрестных усадеб. Цены на продукты временами были значительно ниже рижских.

24 июня открылся новопостроенный кургауз, имеющий обширные помещения для проведения вечеров и концертов. Кеммерн соединили с Ригой телефоном. Почтовая агентура ежедневно получала более ста писем и газет. Назревала необходимость в следующем сезоне открыть в Кеммерне почтовое отделение, т. к. число дачников увеличивалось, а получение денежных и ценных отправлений из Шлока, находящегося в девяти верстах от Кеммерна, - очень неудобно.

2 июля газета «Сегодня» писала, что Кеммернское пожарное общество в недалёком будущем собирается возобновить работу. В виду того, что инструменты и машины общества были уничтожены войной, на днях организуется сбор денег на приобретение инвентаря. Будет также возбуждено ходатайство о выдаче субсидии правительством и Городской Управой Взморья.

По всей видимости, деньги на инвентарь собрать удалось. Иначе, как бы справились с лесным пожаром, возникшим вблизи Кеммерна 14 августа? Тогда по неизвестной причине загорелись болото и лес. Выгорело около 40 лофштелей леса. Пожар был прекращён деятельностью местной помощи и ликвидирован наступившим ночью дождём. Вследствие пожара все дачные места Рижского взморья заволокло дымом. Лучи солнца имели неестественный желтовато-красный цвет.

Закончу кеммернскую тему «Письмом из Кеммерна» - стихотворением, опубликованным в газете 5 августа.

 

На Рижском Взморье

 

 Несмотря на слишком уж раннее время, некоторые предприимчивые рижане уже в конце января приступили к съёму дач на предстоящий летний сезон. Цены на дачи по сравнению с предыдущим годом выросли в четыре-пять раз. Уже были заарендованы почти все магазины и лавочки, а в некоторых пустовавших производился спешный ремонт в виду значительного спроса.

Поползли слухи, что дачники Рижского взморья будут обложены чрезвычайно высоким налогом и поэтому нельзя нанимать дачи. На что податной инспектор Рижского взморья заявил, что подобные слухи распространяются злонамеренно. За исключением городских налогов с дачников никакие особенные налоги взиматься не будут, если они не занимаются торговлей или какими-нибудь иными делами.

 К городским налогам, среди прочих, относился купальный сбор. Он значительно вырос по сравнению с прошлогодним. Это не удивительно, т.к. значительно изменился и курс латвийского рубля. Купальный сбор был установлен в размере 50 рублей с лица, по 25 рублей с каждого члена семейства. Дети до 10 лет от налога освобождались. Купальные часы были распределены следующим образом: с 6 до 10 часов мужчинам без костюмов, с 10 до 12 часов женщинам без костюмов; в остальное время в костюмах.

 Благодаря ранней весне, прибытие дачников на взморье началось довольно рано – уже в первых числах апреля. Часть дачного инвентаря перевозилась на лошадях, часть пароходами товарищества А. Аугсбурга, которым в этом году в виду затруднительности переправы багажа через реку Аа Курляндскую у станции Сосновая и неудобств железнодорожной отправки – предстояла очень интересная работа.

 К началу мая лучшие дачи были сданы, причём по очень высоким ценам. Но всё же осталось достаточно дач в 3-4 комнаты и цены на них после недавней бешенной спекуляции пошли на убыль. Спрос на эти дачи был невелик и многие дачевладельцы опасались, что им не удастся сдать свои дачи. В дни Троицы наблюдался необыкновенный наплыв рижан на взморье. По приблизительным подсчётам здесь за три дня побывало не менее 100000 человек. Не говоря про пансионы, перенаселёнными оказались даже самые убогие номера, шедшие по тройной и четверной стоимости.

 Постепенно вместе с наплывом дачников повсеместно увеличилось количество лавок и магазинов. В Майоренгофе открылись постоянный базар и аптека. Там же Русский кооператив открыл большой продовольственный магазин по образцу лучших торговых предприятий мирного времени. К числу увеселительных заведений в этом году добавился морской павильон в Майоренгофе в бывшем саду Горна.

 Городская дума Рижского взморья постановила взимать налог с дачников в следующих размерах: за купальный сезон с 15 апреля по 15 октября каждый дачник уплачивает 50 рублей, члены семейства по 25 рублей. От налога освобождались лица, приезжающие на взморье по делам государственной службы, дети моложе 10 лет, дети приютов, больные из лечебниц, лица, пребывающие на взморье не более трёх дней и члены Американского Красного Креста.

 Был ещё и налог на прописку: для новоприбывающих  – 10 рублей, для проживающих постоянно – 3 рубля. Все владельцы недвижимости на Рижском взморье, проживающие за пределами взморья, обязаны были сообщить взморскому самоуправлению имя, отчество, фамилию и адрес своих уполномоченных. Владельцы недвижимости обязаны были вести домовые книги, в которых должны быть занесены все жители. Для гостиниц, пансионов  и меблированных комнат полагались особые книги. Все приезжающие немедленно заносились в домовые книги и в течение 24 часов о них должно было быть заявлено полицейскому участку. Каждый прибывающий на взморье обязан был в двух экземплярах заполнить явочный лист, который передавался в полицию. На улицах периодически проводились проверки документов, которые дачники должны были иметь при себе.

 8 мая в Бильдерлингсгофе и Майоренгофе некоторые из приехавших на взморье рижан попробовали открыть «купальный сезон». Однако, вода была столь холодна, что смельчаки были вынуждены вскоре выйти из воды и поскорее одеться. Летний сезон 1921 года выдался довольно прохладным. Отдыхающих было гораздо меньше, чем ожидалось, что принесло огромные убытки дачевладельцам, хозяевам пансионов и торговцам. К середине июня уже некоторые пансионы и столовые поспешили ликвидироваться. Из тех смельчаков, кто решил всё же продолжить свою деятельность в надежде на улучшение погоды, многие уже к началу июля обанкротились и закрылись. 2 июля газета «Сегодня» писала: "Вследствие дурной погоды и невозможности морского купания, многие из постоянно живущих дачников выехали в Ригу. Это обстоятельство нанесло значительный убыток местной торговле, вообще не имеющей возможности похвалиться хорошими делами в этом сезоне.

В течение целой недели температура воздуха не поднимается выше 10-11 градусов. По ночам температура опускается до 5-6 градусов выше нуля. Благодаря этому купание в море совершенно прекратилось. Холода нанесли громадный вред огородным и садовым растениям".

Было холодно. В июне цены на дрова по сравнению с маем подскочили в два раза, несмотря на увеличившийся их подвоз. За сажень просили 2800-3000 рублей. В это же время Лесным управлением были вывешены объявления, согласно которым сбор шишек, хвороста и хвои в лесах и парке строго воспрещался. Это распоряжение больно отразилось на бюджете небогатых дачников, которые вследствие дороговизны топлива находили солидное подспорье в сборе замусоривших лес и парк шишек и хвои. Напомню, что годом ранее неимоверная дороговизна дров в дачных местностях взморья вынудила дачников энергично заняться собиранием в лесах хвороста и сосновых шишек. Добросовестная работа дачников по очистке от мусора лесных дорожек избавила тогда Городскую Управу от обязанности нанимать специальных чистильщиков. Видимо, лес вычистили настолько, что пришлось ввести запрет. Кстати, по сведениям хозяек, топливо из еловых и сосновых шишек по качеству и количеству теплоты превосходит дровяное топливо и является подспорьем в хозяйстве.

Холода помешали и огородникам. Но урожай всё же был. В этом году помимо местных жителей, огородничали и многие дачники, которые кроме дач заарендовали себе и земельные участки, которые обрабатывали для своих нужд. Как 12 мая писала газета, разные предприниматели скупали на корню урожай клубники на ягодных плантациях взморья. Часть скупленных ягод шла на изготовление мармелада. Урожай яблок и груш был отличным. Часть урожая также была распродана рижским конфетным фабрикам для изготовления мармелада и варенья.

В целом снабжение продуктами взморья было удовлетворительным и уж точно, гораздо лучше, чем в прошлом году. Группа предпринимателей организовала снабжение дачных жителей продуктами из Курляндии. Их доставка осуществлялась как по железной дороге, так и по реке Аа-Курляндской. Многие рыбаки продавали свой улов на рынках взморья, чтобы избежать хлопот по его транспортировке в Ригу.

 В июне служащие торгово-промышленных предприятий Рижского взморья обратились в городское самоуправление с ходатайством об издании обязательного постановления о сокращении рабочего дня в торговых и промышленных предприятиях до общепринятых норм. Согласно данным служащих, продолжительность рабочего дня составляла 14-16 часов в сутки, причём рабочий день не сокращался даже по праздничным дням. Управа обещала рассмотреть ходатайство.

 В июле Городская Управа Рижского взморья постановила ввести налог на лошадей, коров, кошек, собак, птиц и кроликов, принадлежащих не только местным жителям, но и прибывшим дачникам.

 Налоги... Налоги… Налоги… Без них не наладить нормальную жизнь города. Только вот мнения, на что их тратить в первую очередь, разные. Главные силы Управа бросила на ремонт дорог. Но и других проблем было полно. В 1921 году ещё не везде были убраны проволочные заграждения, оставшиеся после войны. Местами они были занесены песком и в таком виде представляли серьёзную опасность для одежды и обуви отдыхающей публики, а также для играющих на берегу в песке детей. Дачники неоднократно обращали внимание Управы на эту проблему.

Дачевладельцы также были серьёзно озабочены слабой постановкой противопожарных средств и, главным образом, отсутствием воды для тушения пожаров. Река Аа и залив находятся слишком далеко от построек, водопровод отсутствует и в случае пожара придётся полагаться только на волю Божию. Страшный пожар в 1914 году, истребивший треть Майоренгофа, обуславливался, главным образом, отсутствием воды. Опасность пожаров можно было бы до некоторой степени устранить приобретением Городской Управой нескольких насосов, которые могли бы установить передачу воды из залива. Но Управа медлила с решением этого вопроса. А пожары были не редкостью. 7 июля дотла сгорела большая двухэтажная дача в Эдинбурге I по Военной улице, 26. Соседние дачи удалось спасти. 17 июля вечером на Эдинбургском проспекте от невыясненных причин сгорели четыре дачи, в том числе дача, в которой помещался пансион «Стелла».

Также жители были недовольны медлительностью городских властей в восстановлении освещения на улицах. В середине июля из заграницы прибыли два трансформатора для электрического освещения, которые планировалось установить в Бильдерлингсгофе и Дуббельне. Ток должен был идти из Риги по линии проводов, идущей до Ассерна, устроенной немцами в оккупационное время. Освещать собирались только район взморья от Бильдерлингсгофа до Карлсбада включительно, так как участок Карлбад – Ассерн был сильно повреждён, а местами вовсе уничтожен. Электрический ток просили также и жители Буллена, но в этом году по техническим затруднениям и недостатку нужных материалов освещение нельзя было ещё устроить, но на будущий сезон оно должно уже действовать. Управа обещала начать работы по устройству освещения в ближайшие дни. Однако, обещания так и остались обещаниями. Истекала уже первая половина августа, а об освещении улиц не было и речи. Совершенно излишне говорить, насколько угнетающе действовала тьма на дачников и ободряюще на грабителей. Жители взморья призывали Управу, взимающую помимо высокого купального сбора и специальный дачный налог на благоустройство города, поспешить с устройством такой элементарно-необходимой вещи, как уличное освещение.

 Тьма на взморье очень нравилась преступным элементам, коих развелось немало. Летом 1921 года даже популярнейшей детской игрой на Рижском взморье была игра в воров. Самый впечатлительный народ – дети, изобрели эту сезонную игру под влиянием дачной злобы дня – воровства на дачах. Устраивали «облавы», «засады», «погони». Конечно, игра не имела какого-либо педагогического значения, но детям было весело и интересно.

 Совсем неинтересно и грустно было взрослым, в жилищах которых побывали настоящие воришки. А летом 1921 года воровство и грабежи на взморье процветали.

 Газета «Сегодня» в те дни сообщала:

20 мая - "Уже в течение двух недель Рижское взморье терроризируется неизвестной шайкой грабителей, до сих пор не обнаруженных. Полиции, однако, известно, что во главе шайки стоят две молодые интеллигентные женщины и неизвестный подросток. Воры действуют, главным образом, посредством вырезания стёкол из окон. В Троицыны дни были ограблены дача чиновницы, служащей в Дуббельнском полицейском управлении и одна из обитаемых дач в Майоренгофе".

26 мая - "В виду недостаточности штата местной полиции, ограбление дачных местностей продолжается. Так, недавно были ограблены: колониальная торговля в Карлсбаде, где похищены были вина, отделение железнодорожного кооператива в Дуббельне и эстонский военный агент Мазинг. Среди некоторых дачевладельцев и нанимателей возникла мысль об устройстве специальной ночной охраны, средства на содержание которой должны поступить частью от хозяев дач и дачников, частью от городского самоуправления".

22 июня - "После сравнительно короткого перерыва, ограбления дач вновь возобновились, причём воровской террор поражает своей наглостью. Точно установлено, что шайки грабителей перед совершением грабежей посылают "разведчиков" под видом нищих, разносчиков, нанимающейся прислуги или портных. В течение последних четырёх ночей ограблено и совершено покушений на ограбление девяти дач. В ночь на 21 июня совершено было покушение на ограбление дач Новицкого в Эдинбурге. Вследствие своевременно поднятой тревоги, преследуемые грабители, в числе четырёх человек, бежали. Благодаря секретной ночной охране дач Новицкого, троекратное покушение на грабёж всякий раз удавалось предотвратить. Этот хороший пример самозащиты должен быть осуществлён и на других дачах".

29 июня - "Для борьбы с ворами на Взморье командированы опытные полицейские чины. Независимо от этого, многие дачники обзавелись собственной ночной охраной, уже успевшей в некоторых местах предотвратить покушения. Немалую роль сыграет также "Общество охраны" из Риги, командировавшее ряд опытных ночных сторожей, вооружённых револьверами.

Принятые меры, несомненно, внесут успокоение в дачную жизнь, которая одно время совершенно выбилась из колеи".

2 июля - "В ночь на 1 июля в Майоренгофе при попытке ограбления одной дачи, ночной охраной были задержаны два вора-цыгана, отправленные в рижскую тюрьму".

 Небывалая удача ждала воров 7 июля по Морской улице в Майоренгофе, где им удалось стащить из квартиры известного колбасного фабриканта Штрауса бриллианты на сумму свыше одного миллиона рублей. Воры проникли в запертое помещение в то время, когда владельцы дачи ходили купаться. За поимку воров была назначена крупная денежная награда.

 В июле полиция взялась за "чистку" Рижского взморья от разного бродячего элемента, нищих, начавших по примеру довоенного времени наводнять взморье и обременять дачников. Этот тёмный элемент задерживался и выселялся со взморья.

 С наступлением тёмных осенних ночей на взморье всё чаще стали визиты любителей чужой собственности в необитаемых и неохраняемых дачах. А так как жертвами стали и обитаемые дачи, а полиции, заваленной работой, было одной не под силу бороться со злом, то Эдинбургское купальное общество организовало ночную охрану, своей работой принесшую ощутимые результаты. Так, например, кроме всего прочего, на даче Морберга, оцепленной колючей проволокой, ворами были очищены ульи от мёда. Ночной охраной были предотвращены дальнейшие визиты воришек.

Небольшое уточнение об упомянутом выше Эдинбургском купальном обществе. Оно было учреждено в начале августа 1921 года с целью поднятия благосостояния курорта. Общество заботилось об улучшении повседневной жизни. На первом собрании общества обсуждались вопросы об освещении улиц, устройстве мостков и т.д.

 Кстати, про купальные мостки, которые можно часто увидеть на открытках с изображением пляжа  тех лет. Они были платными – 5 рублей с человека.

 На Рижском взморье с 27 мая работал пункт для телефонных разговоров с Ригой. Он находился в Бильдерлингсгофе на Средней улице № 37. В Майоренгофе для телефонных разговоров предоставлялся телефонный аппарат при майоренгофской почтовой конторе. Помимо Майренгофа почтово-телеграфные конторы были ещё в Бильдерлингсгофе и Дуббельне. Но во всех них творились странные почтовые порядки. 22 июня газета «Сегодня» писала: "Нас просят обратить внимание на странные почтовые порядки, практикуемые в местных почтовых конторах. Газеты из Риги и письма доставляются только на второй день, а заказные письма, сдаваемые хотя бы в 9 часов утра сегодняшнего дня, отправляются в Ригу на другой день в 7 часов утра. Если подобные порядки сколько-нибудь оправдываются зимой, когда курсирует одна пара поездов, то этот консерватизм является ненормальным летом, когда почтовые операции приобретают широкий характер, и железнодорожное сообщение с Ригой поддерживается шестью парами поездов".

 Раз уж упомянул о поездах, то затрону железнодорожную тему.

В 1921 году, согласно договору между Латвией и Советской Россией продолжался процесс реэвакуации техники, оборудования, ценностей, вывезенных во время войны вглубь России. В том числе возвращались паровозы и вагоны, что позволяло постепенно увеличивать количество поездов на основных латвийских железнодорожных линиях. Появилась возможность увеличить количество классных вагонов в поездах, курсирующих на взморье.

В январе-феврале шли переговоры с Германией о доставке вагонов-аккумуляторов, и как в те дни  сообщала газета «Сегодня», если находящаяся в Германии латвийская комиссия найдёт их подходящими, то летом на взморском направлении число обыкновенных поездов будет пополнено электрическими поездами.

Об аккумуляторных вагонах я писал в обзоре 1920 года, но наверно, здесь будет уместным повториться. В декабре 1920 года появился шанс уже к будущей весне начать избавляться от паровозов на взморском направлении. Группа иностранных предпринимателей вступила в переговоры с городским управлением Рижского взморья и Министерством сообщения по поводу движения электрических поездов между Ригой и Кеммерном. Иностранцы предлагали отменить действующие поезда и по примеру линий Альтона и Эльбинга в Германии пускать электрические поезда-трамваи с электрической тягой при помощи аккумуляторов. В виду того, что аккумуляторы имели запас энергии на сто километров, необходимость прокладки проводов отпадала, что делало значительную экономию. Предполагалось отправлять поезда в составе трёх-четырёх вагонов значительно чаще, и скорость их значительно превышала бы скорость действующих поездов. Предполагалось использовать обычные вагоны, и только вагоны-аккумуляторы были бы более тяжёлого типа. Сообщение при помощи поездов подобного лёгкого типа можно было поддерживать по Лиелупскому деревянному мосту. Городская Управа Взморья была согласна с этим предложением, но проект застрял в Министерстве сообщения.

Выходит, что министерство всё же поддержало эту идею, направив в Германию комиссию. Оставалось только ждать её решения.

 Новый 1921 год принёс и новые железнодорожные тарифы. Они повысились по сравнению с прошлогодними на сто процентов, что неизбежно привело к значительному уменьшению количества пассажиров. Министерство сообщений планировало к началу сезона уменьшить эти тарифы на пятьдесят процентов для пользователей месячных абонентных билетов на местных "курортных" направлениях: Рига – Кеммерн, Рига – Зегевольд, Рига – Огер.

Зимой Ригу со взморьем связывала одна пара поездов. С 27 февраля между Ригой и рекой Аа по воскресеньям были в обращении две пары поездов: отправлялись из Риги в 9 часов 20 минут утра и в 3 часа дня; из Лелупе в Ригу – в 10 часов 25 минут утра и в 4 часа 5 минут дня.

В середине апреля был утверждён и с 1 мая вступил в силу план летнего движения поездов. Со взморьем сообщение в будние дни поддерживалось девятью парами поездов, число которых при необходимости увеличивалось ещё тремя парами. По воскресеньям курсировало двенадцать пар поездов.

 С открытием летнего сезона управление железных дорог предполагало обслуживать взморское направление исключительно классными вагонами. Прежде использовались и товарные вагоны, приспособленные к пассажирскому сообщению.

С 15 мая вновь выросли тарифы: железнодорожный - на 50 процентов, багажный – на 100 процентов. Плата за годовые и месячные билеты на курортных направлениях осталась прежней.

Абонементные билеты сделали именными без фотографии. По требованию контролёров владельцы карточек должны были предъявлять и удостоверение личности. Перед каждой поездкой карточку надо было предъявлять в кассу для отметки.

К середине мая стало известно, что многочисленные прошлогодние и новые ходатайства дачников и жителей взморья об остановке поездов на станции Эдинбург I были окончательно отклонены. Остановки там не будет, так как поезда, следующие на взморье, не снабжены автоматическими тормозами.

 Из железнодорожных неудобств, как и в прошлом году, главными были переполнение поездов и отсутствие сигнальных верёвок в вагонах.

Газета «Сегодня» 1 июня: "В некоторых дачных поездах, по распоряжению министерства путей сообщения, в настоящее время повешены сигнальные верёвки вдоль всего поезда. К сожалению, верёвки повешены только на некоторых поездах, и эту меру предосторожности необходимо ввести во всех поездах, так как вагоны буквально забрасываются искрами с паровозов, и поездная прислуга и пассажиры, в случае несчастья, лишены возможности сигнализировать машинисту".

Газета «Сегодня» 21 июня: "Нас просят обратить внимание на громадное неудобство при пользовании железнодорожными вагонами дачных поездов. Кондуктора открывают свободные вагоны только в тех случаях, когда вагоны переполнены "до отказа". Благодаря этому, в одних вагонах происходит необыкновенная давка и неимоверная духота, другие вагоны идут совершенно порожними. В оправдание своих действий кондукторы ссылаются на инструкции министерства путей сообщения".

Газета «Сегодня» 6 июля: "Нас просят обратить внимание на крайнее переполнение дачных поездов в воскресные и праздничные дни. Так, например, в прошлое воскресенье места в вагонах брались буквально с боя и, несмотря на крайнее переполнение, многие пассажиры, приобретя билеты, должны были остаться заночевать в лесу и на вокзале. Ещё большее переполнение в эти дни наблюдается у моста. Множество пассажиров, желая добыть места в поезде, идут пешком до моста, так что, когда прибывают пассажиры с поездами до Буллена, в поездах, идущих в Ригу, для них уже нет свободных мест".

 Были у дачников взморья и приятные моменты. В июне в Буллене была построена деревянная платформа, благодаря чему устранилось огромное неудобство для публики, которая должна была вползать в вагоны на четвереньках прямо с полотна железной дороги. По просьбе жителей Карлсбада и окрестностей, с 1 июля на два месяца открылся остановочный пункт Карлсбад II с продажей билетов до Карлсбада I, Дуббельна, Торенсберга, Риги, Ассерна, Шлока и Кеммерна. С ноября остановочные пункты у моста через Аа освещались электричеством, облегчая посадку и высадку пассажиров.

 С окончанием дачного сезона и сокращением пассажиропотока количество поездов на взморье было сокращено. В сентябре осталось шесть пар поездов: три утром и три вечером.

В ноябре в целях усиления транзита была начата перешивка железнодорожного полотна на русскую колею на нескольких линиях, в том числе и на взморской.

 16 марта из реки Аа вышел лёд в море и сообщение у Бильдерлингсгофского моста открыл пароход. И уже в первые два дня праздника Пасхи пароходное товарищество А. Аугсбурга поддерживало пароходное сообщение между Ригой и Дуббельном.

Здесь сделаю небольшое отступление. В 1921 году на Страстные Четверг и Пятницу полицией были запрещены все представления и увеселения, за исключением духовных концертов. Театры и кинематографы должны были быть закрыты в течение всего дня. В ресторанах, кафе, гостиницах и кондитерских в эти дни музыка запрещена. Все ранее выданные на эти дни разрешения аннулировались. В Страстной Четверг магазины могли быть открыты за исключением времени с десяти часов утра до часу дня.

 Но вернёмся к пароходам.

Из Риги на взморье курсировали пароходы "Керковиус", "Анита", "Митава", "Секунда", Гартман, и быстроходный "Кондор".

 

В середине июня 1921 года между Майоренгофом и Булленом открылось автомобильное движение для нужд местных дачников. За проезд взымалось 100 рублей с персоны. Езда автомобилей по пляжу была запрещена.

 В феврале поползли слухи, что некоторые комиссары и другие государственные деятели Советской России намерены проводить предоставляемый им отпуск на Рижском взморье. Слухи оказались небезосновательными. В конце апреля советское посольство сняло целый дачный квартал в Эдинбурге за 150 тысяч рублей, причём лицу, снявшему ранее в этом квартале одну дачу, было уплачено 25 тысяч рублей отступных. Для летнего отдыха чинов советской миссии снимались обширные помещения в Майоренгофе. Для советского представителя в Латвии Ганецкого была отремонтирована роскошная вилла в Эдинбурге. А. Иоффе поселился в Буллене. Часть высших советских служащих поселилась в первоклассном пансионе Кевига в Эдинбурге. В июне среди дачников циркулировали слухи, что на Рижском взморье намерен поселиться для отдыха и лечения народный комиссар земледелия Осинский, прибывший в Ригу из Советской России. В те же дни в Дуббельн прибыл уполномоченный советского комиссара здравоохранения для законтрактования помещений для высших советских служащих и комиссаров, прибывающих в скором времени в Дуббельн, чтобы пользоваться грязевыми и серными ваннами.

Высокие советские чины любили отдыхать в Латвии.

Газета «Сегодня» 26 мая: "На станцию Рига I прибыл из Советской России поезд, состоящий из 6 вагонов I класса и спальных, с комиссарами, их жёнами и псевдожёнами и многочисленными семействами. Третьего дня ночью 6 человек из их свиты отправились в один из местных ресторанов, пригласили хор, музыкантов, женщин, закупили закуски и вин и направились с ними в свою резиденцию – в кочующий комиссарский "курорт" на станции Рига I".

Гостиница "Бельвю" в Риге была занята россиянами. Советское посольство устроило в гостинице свою собственную кухню и продовольственный магазин. 31 мая газета сообщила, что в гостинице заболели 12 курьеров. Врач констатировал, что трое из них заболели тифом, а все остальные  - объелись. Неудивительно. Ведь в России в это время царил голод, а здесь можно было хорошо поесть. Правда, как видно, не все знали меру.

В августе из России прибыли пять салон-вагонов с 59 курьерами советского правительства. В числе прибывших были председатель совета народного хозяйства Рыков, председатель "голодной комиссии" и представитель комиссариата железных дорог. Посещали ли они Рижское взморье – сведений нет.

18 сентября газета «Сегодня» опубликовала заметку под названием "35000 курьеров", в которой сообщалось, что в гостинице "Бельвю" живёт 115 советских курьеров, по Альбертовской улице – 260 курьеров, на взморье вместе с детьми – 130 и за последние дни прибыло ещё 76 курьеров.

Выше промелькнуло упоминание о "голодной комиссии". Была такая в Советской России. Неурожай плюс последствия гражданской войны явились причиной небывалого голода. Несмотря на политическое противостояние, России помогали и европейские страны, и Америка. Правда, чаще не напрямую, а через Красный Крест. Для налаживания поставок продовольствия в Россию и была создана комиссия, которую в народе прозвали "голодной".

 С помощью голодающим была связана и шумиха вокруг концертов Фёдора Ивановича Шаляпина, которые он давал в августе 1921 года в Риге и на Рижском взморье. 26 августа в газете «Сегодня» появилось рекламное объявление о предстоящем концерте Фёдора Ивановича Шаляпина в Эдинбургском кургаузе. «В воскресенье, 28 августа, в Эдинбургском кургаузе состоится концерт Ф. И. Шаляпина.  Продажа билетов начинается с сегодняшнего дня в магазине Кислинга, Бастионный бульвар 4, у кассы Эдинбургского кургауза, в кооперативе Русского общества в Латвии (Майоренгоф) и в гостинице «Бильдерлингсгоф».

 Дирекция Эдинбургского кургауза через газету сообщила, что билеты будут продаваться по 200 рублей в день концерта только в специальной входной кассе кургауза, что это последний концерт в Латвии и что в начале будущей недели артист покинет Ригу.

Насчёт «последнего концерта» в Латвии дирекция кургауза ошиблась, или схитрила в рекламных целях. Последний концерт был в Опере 30 августа.

Интерес к шаляпинским концертам проявили не только ценители творчества великого исполнителя, но и журналисты и даже налоговики и Министерство внутренних дел, которым не давал покоя вопрос – на что пошли доходы от концертов?

 А дело вот в чём. 1921 год в Советской России был годом голодных смертей - последствие неурожая и гражданской войны. Фёдор Иванович Шаляпин изъявил желание помочь голодающим соотечественникам. 14 августа в Петрограде была выпущена газета «Жизнь искусства», в которой были статьи с призывом помочь голодающим. В той газете были и несколько строк, написанных Шаляпиным: «Сегодня, уезжая за границу, я там надеюсь, как смогу оказать существенную помощь моим русским братьям». Об этих намерениях Шаляпина молва разгласила за несколько дней до приезда артиста в Ригу. И уже после нескольких концертов та же молва уже гласила о беспринципности артиста. А дело вот в чём.

30 августа газета «Сегодня» пишет: «Уже латышские газеты отметили, что вокруг «благотворительных» концертов Шаляпина творится что-то не совсем ладное. Состоялось уже четыре концерта, причём за каждый концерт Шаляпин получал 300 тысяч (по другим версиям даже больше), в то время, как в пользу «русских братьев» отчислилось всего 100 тысяч.

На сегодня назначен ещё один концерт Шаляпина. На этот раз афиши подчёркивают, что сбор пойдёт уже действительно в пользу голодающих. Однако, деньги, собранные на концерте, будут отданы не в распоряжение какой-нибудь нейтральной гуманитарной аполитичной организации, как например Латвийского Красного Креста, а коммунистического характера рабочей организации.

Таким образом, Шаляпин уже не под давлением внешних сил, а на территории страны, дружественно его принявшей, пополнив свой карман более чем миллионной суммой, делает новый политический жест.

Эта солидаризация с незначительной кучкой крайних элементов нашей страны едва ли послужит реабилитации артиста».

03.09.1921. заметка «Ещё о шаляпинском подарке коммунистам»: - Концерт Ф. И. Шаляпина, устроенный рабочим комитетом по оказанию помощи, по сообщению «Sozialdemokrata» дал чистого сбора 200000 рублей. Однако, полиция требует передачи этой суммы в распоряжение Латвийского Красного Креста».

Спустя неделю,  в соответствующих инстанциях был поднят вопрос о взимании налога с крупных доходов Шаляпина от его концертов в Риге. По этому поводу состоялось совещание заинтересованных учреждений, но оказалось, что нет соответствующего закона, на основании которого подобные доходы могут быть облагаемы налогом.

Но Министерство внутренних дел не унималось и вменило префекту Риги в обязанность произвести дознание, куда делась выручка от концертов Шаляпина, и почему деньги не внесены в Красный Крест, который ещё не получил ни рубля с концертов.

В конечном итоге, в начале октября министерство внутренних дел сделало заявление, что часть доходов с шаляпинских концертов, устроенных Оперой, поступает в пользу голодающих. Отчёт об этом дало министерство образования, в ведении которого находилась Опера. Доход с концерта, устроенного рабочими организациями находится в ведении последних, к которым Красный Крест постановил обратиться с запросом о размере и месте нахождения вырученных денег.

 Судя по тому, что в газете до конца 1921 года уже больше не было никаких упоминаний о доходах с тех шаляпинских концертов, эта тема плавно сошла на нет.

 Но вернёмся к Рижскому взморью.

К числу увеселительных мест на взморье в этом году добавился морской  павильон в Майоренгофе в бывшем саду Горна. В газетах он рекламировался так: Место собрания элегантной публики. Ежедневно выступают популярные артисты. Салонный оркестр. Танцы в публике и на специально устроенном около веранды танцевальном плацу. Объединённые концерты. Ежедневно большой вечерний концерт и первоклассное варьете. Первоклассная кухня. Напитки всех лучших фирм. Внимательное обслуживание. Для подъезда экипажей и автомобилей специально устраивается деревянная мостовая. Подъезд с Морской улицы.

Помимо концертов, преимущественно опереточных, бенефисов и варьете в Майоренгофском морском павильоне проходили костюмированные праздники, танцевальные турниры, цветочные балы. Шестого августа прошла Большая Итальянская ночь с феерической иллюминацией.

Кроме феерической иллюминации и боя конфетти, ночь предполагала некоторые таинственные сюрпризы и на море. Этот праздник был единственным в своём роде на взморье.

Четырнадцатого августа в павильоне состоялся грандиозный международный конкурс красоты для мужчин.

 На взморье было модным проводить fivi o´clok tea. Устраивались они и в Майоренгофском павильоне.

 Как и в прошлом году, одним из очагов веселья и развлечений на взморье был Эдинбургский морской павильон, открывший свой сезон 4 июня. 

Третьего июля в павильоне прошёл конкурс на звание лучших исполнителей фокстрота. Это был первый подобный конкурс на взморье. Профессиональные танцоры на конкурс не допускались. После обеда в павильоне - fivi o´clok tea.

В Эдинбургском морском павильоне проходили опереточные концерты, выставки дамских нарядов и шляпок, показы мод, турниры танцев, конкурсы красоты, карнавалы. Изредка проходили и серьёзные концерты.

 В Эдинбургском кургаузе, наоборот, основу репертуара составляли симфонические концерты.

Открытие кургауза, привлекшее многочисленную публику, состоялось 15 мая, в день праздника Святой Троицы. Общее заведывание кургаузом находилось в дельных руках опытного и энергичного администратора г. Шумана. У кургауза был свой оркестр в составе 20 человек.

 Дирекция заключила контракт с симфоническим оркестром Национальной Оперы (42 артиста), по которому было предусмотрено регулярное проведение симфонических концертов четыре раза в неделю с 11 июня до конца сезона. Проводились камерные концерты, сольные концерты артистов Оперы, концерты романсов. По субботам устраивались вечера вальсов и оперетт. По воскресеньям – популярные концерты. 13 августа дал концерт знаменитый тенор К. М. Лебедев, находящийся на отдыхе на взморье.

При Эдинбургском кургаузе был театр. Газета "Сегодня" 21 июня писала: "Среди интеллигентной части дачников взморья, недостаточно богатых, чтобы посещать дорогие кургаузы и морские павильоны, ощущается довольно большая потребность в дачном театре серьёзного или комедийного типа. Можно сказать с уверенностью, что недостатка в зрителях дачный театр не будет ощущать, о чём свидетельствуют театральные опыты прошлого года в большом и вместительном театре в Эдинбурге. Зрительный зал и сцена в полной исправности, и недостаёт лишь декораций. Вместо того, чтобы плодить в Риге театры миниатюр и использовать драматические силы на пустячки, было бы целесообразнее использовать дачный район".

 Надо сказать, что 14 августа театр Эдинбургского кургауза принял зрителей. Правда, не на спектакль, а на "Вечер песни" Анны Мейчик. Для этого концерта администрация кургауза специально приспособила зал театра, привела его в порядок, установила освещение.

А спектакль на взморье всё же состоялся. Он прошёл на открытой сцене кургауза. Это была весёлая комедия из жизни американских евреев.

 "Сегодня" 30 июля: "Группой местных русских артистов устраивается на этих днях на открытой сцене Эдинбургского кургауза один спектакль. Пойдёт весёлая трёхактная комедия "Поташ и Перламутр"… Вечер обещает быть весьма интересным, и можно предсказать ему немалый успех". 

В кургаузе проводились и детские праздники. 31 июля состоялся праздник с конкурсами и соревнованиями. 14 августа прошло, устроенное латвийским обществом Красного Креста, грандиозное гулянье для детей и взрослых с выступлениями артистов. Детям были предложены разные увеселения и игры, катание на лошадях и моторных лодках.


 В Бильдерлингсгофе, в саду Нейланда на Большом проспекте №47/49, тоже проводились культурные мероприятия: балетные концерты, русские вокально-музыкальные вечера, вечера еврейских народных песен.

 Привлекали почтеннейшую публику не только концерты, но и другие развлечения. Например, финские качели. Они были установлены на пляже между Эдинбургским и Майоренгофским кургаузами. Двадцать качелей с оплатой за четверть часа катания с детей по пять рублей и со взрослых по десять рублей, пользовались успехом не только у детей, но и как писала газета, у "не особенно умных взрослых".

В Майоренгофе в конце июня заработала карусель.

Для рижской состоятельной публики устраивались "выезды в море на роскошной моторной яхте к Эдинбургскому павильону".

15 мая в Дуббельне открыл сезон кинаматограф "Гранд - Кино". Демонстрировалась картина "Смерть Павла I". Кинематограф работал два раза в неделю.

 В конце лета группа иностранцев посетила городское управление Рижского Взморья и вела переговоры об открытии казино летом на взморье и зимой в Риге. Была и другая группа, состоящая из местных предпринимателей, хлопочущая об открытии круглогодичного казино на взморье. Городская управа, в принципе, не была против устройства казино и единогласно приняла решение заключить с обществом Рижского Взморья договор об открытии спортивного, игорного клуба и казино на Взморье. Кроме высокой арендной платы (40 процентов с валового дохода) общество обязуется построить соответствующий современным требованиям кургауз-казино, организовать автомобильное и воздушное сообщение, выдавать ссуды дачевладельцам и рыбакам и вообще заботиться о благоустройстве взморья. К играм предполагалось допускать только иностранцев и тех местных жителей, которые платят налог с 30000 рублей в месяц. Постановление думы и проект  в двадцатых числах октября были переданы на утверждение правительства.

 Об удовлетворении религиозных чувств верующих на взморье в газете "Сегодня" за 1921 год информации очень мало.

В Бильдерлингсгофе на Речной ул., 17 была синагога. Богослужения там часто проводил оберкантор Минц с хором. В июне 1921 года для удовлетворения религиозных нужд  дачников-евреев открылась синагога и в Дуббельне на Лесном проспекте.

 28 июля (15 по старому стилю) в Дуббельнской Владимирской церкви по случаю престольного праздника божественную литургию и по окончании её молебен для православной паствы совершил высокопреосвященнейший Иоан, архиепископ Рижский и Латвийский.

 Налаживалось на взморье медицинское обслуживание. 19 июня в Дуббельне при местной аптеке открылась амбулатория для бедных, обслуживаемая врачами-специалистами Присманом, Вентцелем, Беттингером и Рабиновичем. Состоятельные пациенты имели возможность посещать многочисленные частные практики.

Здесь, наверно, уместно привести расценки в рижских городских больницах, принятых в январе 1921 года. За день пребывания в больнице рижане платили 30 рублей, иногородние – 50 рублей, иностранные подданные – 100 рублей. За большую операцию взималось 500 рублей, за среднюю – 300 рублей, за небольшую – 100 рублей. Плата за амбулаторный приём – 10 рублей.

Чаще всего на взморье регистрировались случаи острожелудочных заболеваний. По мнению врачей, зараза являлась результатом усиленного потребления сырых овощей и ягод, а также следствием поливки фруктов и овощей сырой водой продавцами, желающими придать залежалому товару свежий вид.

 В 1921 году газетеа"Сегодня", по сравнению с предыдущим годом, изобиловала взморскими объявлениями на самые разные темы: дачи, пансионы, открытие новых магазинов и сдача магазинов в аренду, перевозка мебели и доставка грузов, поиски работы, вакансии, уроки...

 В мае  1921 года правительство вело переговоры с заграничной фирмой относительно ремонта, разрушенного войной, Бильдерлингсгофского железнодорожного моста с тем, чтобы закончить ремонт к маю следующего года. Предполагалось все железные части моста изготовить заново и поставить их на прежние устои.

15 июня газета сообщала: "В государственный бюджет текущего года было включено около 20 миллионов рублей на восстановление бильдерлингсгофского моста. Кредит этот, однако, не отпущен и Рижское взморье, таким образом, остаётся в нынешнем печальном положении, созданном неудобствами сообщения. Поступили от частных предпринимателей и некоторых фирм предложения возобновить мост за счёт частной инициативы. Есть несколько вариантов. Между прочим, поступило предложение восстановить мост, погашая вложенный на постройку моста капитал взиманием особого налога с железнодорожных билетов на Рижское взморье. Чтобы приступить к работам по восстановлению моста, необходимо произвести общие предварительные и водолазные работы. Для этой цели испрашивался кредит в 100000 рублей, но и этот кредит отклонён".

Так или иначе, был объявлен конкурс на восстановление моста. 24 сентября "Сегодня" сообщила, что преимущество отдано германской фирме, взявшейся построить мост на несколько миллионов рублей дешевле, чем голландская фирма. Однако, из сообщения, опубликованного в газете месяцем позже, следует, что за мост взялись всё же голландцы: "Голландская Лейденская фирма уже приступила к предварительным работам по сооружению моста через реку Аа у Бильдерлингсгофа. Снимаются с быков старые сломанные и взорванные фермы. Работают у моста пока около 50 человек. Новые фермы будут доставлены в Ригу в разобранном виде".

 

 О ходе восстановления моста и вообще о жизни Рижского взморья в 1922 году узнаю, пролистав подшивки газеты за 1922 год. А пока… река Аа Курляндская покрылась льдом. Пароходное сообщение по ней прекратилось. Местами через реку установилось пешеходное сообщение. Кто-то шёл по протоптанным дорожкам в одном направлении, кто-то в другом. Но все без исключения шли навстречу грядущему 1922-му году...

 

08.03.2021.