Совершенно случайно заинтересовался историей Юрмалы. Вернее, не Юрмалы, а города «Рижское взморье». Но историей не "учебниковской"  и не интернетовской, а газетной. На мой взгляд, ни один из более-менее легкодоступных источников так точно не может нам поведать о жизни, как раздел "хроника" в газете. В моём конкретном случае – раздел хроники в рижской газете «Сегодня» тех лет. Для меня, рижанина, особо не вникающего в историю соседнего города, стали потихоньку открываться факты, о которых я и не предполагал. Да я просто о них не задумывался. Конечно, юрмальчане могут сейчас улыбнуться и сказать, что всё это давно известно, но для меня кое-что стало открытием.  Всё, что узнал о первых месяцах жизни города Рижское взморье (Rīgas Jūrmala), попробую изложить в этой заметке.


 Первого марта 1920 года на заседании кабинета министров Латвии по предложению министра внутренних дел было решено предоставить купальным местам Рижского взморья права города, соединив их в одно учреждение самоуправления под названием «Рижское взморье». Город встал на путь послевоенного возрождения.

 Военные действия нанесли огромный урон взморью. Там, где ещё не так давно были наилучшие пансионы, шикарные магазины, роскошные сады, рестораны, банки, кинематографы, морские павильоны, водолечебницы, театры и казино – царила разруха и великое запустение, и только кое-где оставшиеся вывески свидетельствовали о былом богатстве. На улицах всё ещё были видны завоевательные германские следы – таблички с названиями улиц. Так, в Бильдерлингсгофе проспект всё ещё назывался Kaiser Wilhelm-Strasse, Средний проспект – Hindenburg-Strasse, а Малый проспект – Ludendorff-Strasse.

 Но всё же жизнь начала пробиваться на  развалинах «Рижской Помпеи». С потеплением ежедневно из Риги и Митавы по будням десятки, а по праздникам сотни народа прибывали на поиски дач. А с дачами была проблема - пригодных для жилья было немного, да и цены кусались. Ближе к лету они вообще стали заоблачными, так как вездесущая спекуляция и здесь проторила себе дорожку. Ещё задолго до начала дачного сезона предприимчивые люди из Туккума и Риги сняли десятки дач по сравнительно невысокой цене, чтобы эти же дачи пересдать с надбавкой 200-300 процентов. Особенно были взвинчены цены в Бильдерлингсгофе, менее в Эдинбурге. В Майоренгофе, где разрушения значительнее, спрос меньший, в Дуббельне с дачами тихо.

 В продовольственном отношении дачникам приходилось довольно туго. Кое-где открылись магазины и лавки, но в значительной степени продовольствие надо было доставлять из Риги. Поначалу в окрестностях взморья не было даже таких продуктов как молока, яиц, масла и мяса.

 25 апреля состоялись выборы в городскую думу. Несмотря на то, что для взморья это был очень важный исторический день, особого оживления не было. Причины для этого были, и главная из них следующая. Главный контингент будущих горожан состоял из рыбацко-крестьянских элементов, которых город, как таковой, мало интересовал. Не было достаточного количества людей, подготовленных к будущей муниципальной работе. Подавляющее большинство дачевладельцев были рижанами, имевшими отношение к взморью лишь в дачное летнее время и, не принадлежа к взморским аборигенам, не имели избирательного права. Тем не менее, на выборах конкурировали три списка: беспартийный или вернее "хозяйственно-деловой", демократический и рабочий. Лидером считался первый список, в состав которого входило несколько имён, зарекомендовавших себя в качестве долголетних практических работников в «Обществе купальных мест» и в «Обществе благоустройства рижского взморья», действовавших до войны. Беспартийный список выставил своей платформой: "поменьше слов и политики – побольше дела". Будущих отцов города заботила финансовая сторона в молодом хозяйстве, где всё приходилось добывать собственными средствами. В качестве доходных статей намечались, конечно же, налоги и специальные сборы, как с купальных мест, так и с дач и населяющих их дачников. Но это лишь капля в море нужды. Основная надежда была на правительственную долгосрочную ссуду, которая дала бы возможность захудалым местечкам взморья превратиться в хороший и благоустроенный город.

 Жизнью города, простирающегося от Буллена до Ассерна, стала руководить Дума в составе двадцати гласных. Городской Головой Рижского Взморья был избран К. Флугин, но уже в начале июня он от своей должности отказался. О причинах отказа газета не сообщила.  Городским Головой был избран Петерис Белте – опытный работник в бывших купальных обществах.

 Как теоретическую, так и практическую помощь городскому самоуправлению оказало уже заглохнувшее, но ещё не ликвидировавшееся «Общество купальных мест», предоставив в арендное пользование городу несколько береговых сооружений, которые городская управа могла сдавать частным предпринимателям в качестве доходных статей.

 Нарождение города на взморье, несмотря на ряд крайне стеснительных обстоятельств, явилось выдающимся событием латвийской жизни и мечта обывателей взморья, ещё с восьмидесятых годов XIX века ходатайствовавших о городских правах, стала свершившимся фактом.

 В мае, несмотря на неуравновешенную погоду, довольно интенсивно началось заселение дач. Вследствие высоких цен на дачи, многие дачевладельцы стали экстренно ремонтировать здания и уже к середине месяца в Майоренгофе и Дуббельне можно было легко снять небольшую дачу по сравнительно невысокой цене, и вообще, по прошествии первой лихорадки, предложение стало превышать спрос. Стал налаживаться и продовольственный вопрос. Почти во всех крупных дачных пунктах открылись колониальные, мясные и молочные торговли, цены на которые были не выше рижских. Со второй половины мая в Майоренгофе, Дуббельне и Бильдерлингсгофе открылись базары, работавшие дважды в неделю, на которые торговцы привозили товары из ближайшей Курляндии. На взморье переселилось несколько курляндских семей вместе со значительным количеством дойных коров, благодаря чему цены на молоко если не понизились, то, во всяком случае, не доходили до той огромной высоты, какую хотели бы видеть местные молочники.

 Но огромным неудобством дачной жизни являлось плохое сообщение с Ригой. Дачнику, желающему попасть на поезд, прибывающий в Ригу в 9 часов утра и живущему где-нибудь в Майоренгофе или Эдинбурге, приходилось вставать в 5 часов утра. На обратную поездку уходило не менее трёх часов. Между Ригой и Взморьем железнодорожное сообщение происходило с пересадкой у моста через Аа (Лиелупе). Поездка от Риги до Аа длилась около часа, от Аа до Туккума около четырёх часов.

 

Это летнее расписание поездов на Взморье, действовавшее до конца лета. С 1 сентября поезда отправлялись всего лишь четыре раза в день. По воскресеньям  - пять раз.

 Большое неудобство дачникам доставляло отсутствие остановок на станциях Эдинбург I и Эдинбург II. Им приходилось пешком добираться до своих дач либо от станции Майоренгоф, либо от станции Бильдерлингсгоф. Они неоднократно обращались к железнодорожным властям с просьбой найти возможность устраивать хотя бы одноминутную остановку хотя бы на станции Эдинбург I, находящейся на равном расстоянии как от Майоренгофа, так и от Бильдерлингсгофа. Это, по их мнению, тем более было легко сделать, так как на станции Эдинбург I нет ни стрелок, ни запасных путей, и для обслуживания станции совершенно не нужно особого железнодорожного персонала и достаточно одного кассира, продающего билеты. При этом всегда напоминали, что хорошо бы делать остановку и в Эдинбурге II. После долгих колебаний, железнодорожное управление нашло возможным с 25 мая сделать одноминутную остановку в Эдинбурге II. А в ответ на просьбы сделать остановку в Эдинбурге I предложило дачникам этого района подать коллективное прошение, к которому те сразу же стали собирать подписи. Просители даже были согласны обложить себя налогом на содержание кассира на станции. И вот, 11 июня в газете появляется сообщение, что "вопрос об остановке поездов на станции Эдинбург I первым эксплуатационным отделом управления железных дорог будет на днях разрешён в положительном смысле.  Дачников Эдинбурга I, Нового Эдинбурга и местностей, прилегающих к ним, просят оставлять свои подписи у г. Гальсман, Известковая, 30, кв. 5". Тем не менее, в летних расписаниях взморских поездов везде указано, что в Эдинбурге I поезда не останавливаются. Видимо, просители своего не добились.

 Помимо разовых билетов были и сезонные билеты для поездок на взморье. Но они для многих дачников были неудобными, так как выдавались на один месяц и действовали только в течение этого срока и были годны только на тридцать поездок. Стоил такой месячный билет 126 рублей. Дачникам было бы намного удобнее, если бы такие билеты продавались не на месячный срок, а на определённое количество поездок.

 Кондукторы в поездах строго следили не только за тем, чтобы в поезде не оказалось безбилетников, но и чтобы пассажир, купивший, например, билет в вагон III класса не проник в вагон II или I класса. А ситуация на железной дороге была сложной. Количество поездов по сравнению с былыми временами сократилось до минимума. Поезда буквально штурмовались пассажирами. Штурмующая толпа вполне могла затолкнуть пассажира помимо его воли не в тот вагон.

 Мало того, что поезда были переполнены, так они ещё были и не безопасны. Часто отсутствовала сигнальная верёвка на случай пожара в поезде. Это особенно опасно в жару, когда высохшие до нельзя переполненные вагоны в голове поезда буквально засыпались летящими с паровоза искрами, а пассажиры не в состоянии подать машинисту сигнал об опасности.

 В декабре 1920 года появился шанс уже к будущей весне начать избавляться от паровозов на взморском направлении. Группа иностранных предпринимателей вступила в переговоры с городским управлением Рижского взморья и Министерством сообщения по поводу движения электрических поездов между Ригой и Кеммерном. Иностранцы предлагали отменить действующие поезда и по примеру линий Альтона и Эльбинга в Германии пускать электрические поезда-трамваи с электрической тягой при помощи аккумуляторов. В виду того, что аккумуляторы имели запас энергии на сто километров, необходимость прокладки проводов отпадала, что делало значительную экономию. Предполагалось отправлять поезда в составе трёх-четырёх вагонов значительно чаще, и скорость их значительно превышала бы скорость действующих поездов. Предполагалось использовать обычные вагоны, и только вагоны-аккумуляторы были бы более тяжёлого типа. Сообщение при помощи поездов подобного лёгкого типа можно было поддерживать по Лиелупскому деревянному мосту. Городская Управа Взморья была согласна с этим предложением, но проект застрял в Министерстве сообщения.

 

 Взморье с Ригой связывало и пароходное сообщение. С 9 мая курсировал винтовой пароход «М». Из Риги он отправлялся от Илгуциемской пристани в 3:10 дня, из Дуббельна – в 6:30 утра. По праздникам: из Риги в 9 утра, из Дуббельна в 7 часов вечера. Пароход преодолевал расстояние за два часа.

С 10 мая товарищество А. Аугсбург также открыло пароходное сообщение со взморьем. Пароходы "Анита", "Керковиус", "Митау", "Адлер", отправлялись по будням, а при хорошей погоде и по выходным и праздникам, в Бильдерлингсгоф, Майоренгоф, Дуббельн и обратно, без остановок на промежуточных станциях. Из Риги пароходы отправлялись от пристани на набережной Двины в конце Весовой улицы.

Жизнь на взморье протекала своим чередом. 16 мая в Бильдерлингсгофе на Среднем проспекте, 84, открылась Почтово-телеграфная Контора для всех внутренних и заграничных операций. 22 мая по Большому проспекту, 30, открылось кафе-ресторан: "Обеды, чай, кофе, шоколад, домашние печенья. Умеренные цены. Здесь же сдаются меблированные комнаты". В тот же день открыл летний сезон Эдинбургский кургауз.

 30 мая в половине девятого вечера грандиозной семейной программой открылся театр-варьете "Эдинбургский морской павильон", а с десяти вечера – кабаре, танцы, бар, первоклассный ресторан. Там же ежедневно с 5 – 7 часов вечера по образцу заграничных курортов фешенебельное кафе на террасе на берегу моря. Газета «Сегодня» писала: - В заново отремонтированном и бездействовавшим в течение всей войны Эдинбургском морском павильоне открылся летний увеселительный сезон, начавшийся при таком огромном наплыве публики, что столики, несмотря на "тропическую" жару, брались с бою. Новому предприятию, устроенному по образцу заграничных курортов, видимо, придётся быть центром увеселения на взморье, чему способствуют, как выгодное месторасположение у самого моря, так и программа театра, одинаково удовлетворяющая интересы как семейной, так и просто веселящейся публики, с увлечением отплясывавшей в зале шибер, фокстрот и бостон.

 В Майоренгофе на Йоменской, 21, в самом начале июля открылся первоклассный ресторан с концертным садом.

 Жизнь Взморья начала входить в нормальную колею. Впервые после войны в первые два дня праздника Троицы наблюдалось такое огромное стечение публики, что оно давало полную иллюзию дачной жизни в предвоенное время. Ожил даже наиболее пострадавший от войны Майоренгоф, сделавшийся центром сравнительно небогатой демократической публики. Здесь уже имелось достаточное количество только что отремонтированных дач, цены на которые поползли вниз.

 Религиозные чувства верующих людей удовлетворяла православная церковь в Эдинбурге. В начале мая перед рижским духовенством было возбуждено ходатайство о командировке дежурного священника в Эдинбург по воскресным дням, которое было удовлетворено. Богослужения проводились во все воскресные и праздничные дни в течение всего дачного сезона, начиная с 30 мая (Троицы) и по 5 сентября. Богослужения в Эдинбургской церкви, с согласия приходского совета Благовещенской церкви, совершал священник сей церкви О. Македонский. После завершения дачного сезона богослужения проводились 1 – 2 раза в месяц приезжающими из Риги священниками.

 Но не только духовная пища заботила жителей взморья.  Население, особенно на окраинах, с лихорадочной поспешностью устраивало огороды в невиданных здесь ещё размерах. В очень многих случаях жителям взморья помогали дачники как своим личным трудом, так и семенами с условием пользования частью будущего урожая. Часть огородов была нанята и обрабатывалась самими дачниками.

 По словам владельцев клубничных плантаций, урожай клубники в тот год выдался ниже среднего вследствие повреждений, причинённых заморозками во время цветения.

 28 мая в Дуббельне, в помещении Городской Управы, состоялось заседание, на котором обсуждался вопрос о взимании 25-рублёвого купального сбора с приезжающих дачников. По вопросу о купальных часах вынесено постановление, согласно которому для мужчин установлены часы купания от 8 до 10 часов утра, для женщин от 10 до 12 часов дня без костюмов. С 12 часов дня до вечера купание разрешено в костюмах.

Согласно полицейским правилам, на взморье не разрешалось иметь собак, не снабжённых намордниками или цепочками. Несоблюдение этих правил каралось штрафом.

  В самом начале июня значительное количество дач, особенно в Новом Эдинбурге и Майоренгофе ещё не были заселены. Дачевладельцы всё ещё держали высокие цены в ожидании наплыва иностранцев. Кто-то распустил слухи, что на взморье ожидается приезд нескольких сот семейств датчан, французов и англичан, всего около двух тысяч человек. Иностранцы якобы уже выехали и будут жить на взморье целое лето. Мотивом приезда является будто бы высокая расценка иностранной валюты, благодаря чему жизнь здесь будет обходиться очень дёшево.

 Июнь 1920 года выдался прохладным. Низкая температура воды в море, не превышающая 5-6 градусов, при непрерывных северо-западных ветрах, задержала открытие официального купального сезона. К середине июня выяснилось, что несданных дач насчитывается около сорока процентов. Хозяева несданных дач задумались об открытии в Бильдерлингсгофе особого бюро по сдаче дач и комнат.

 В заботах о благоустройстве Рижского Взморья, Городская Управа преподнесла дачникам неожиданный сюрприз: третьего июня со всех улиц и домов были сняты уличные и домовые вывески с наименованием улиц и обозначением домов для перекраски и переписки на латышский язык.

 Неимоверная дороговизна дров в дачных местностях Взморья вынудила дачников энергично заняться собиранием в лесах хвороста и сосновых шишек. Добросовестная работа дачников по очистке от мусора лесных дорожек избавила Городскую Управу от обязанности нанимать специальных чистильщиков. По сведениям хозяек, топливо из еловых и сосновых шишек по качеству и количеству теплоты превосходит дровяное топливо и является подспорьем в хозяйстве.

 В середине июня во всех дачных полицейских участках открылся приём купального сбора с дачников, который Городская Дума Взморья установила в следующих размерах: для латвийских подданных – глава семьи – 10 рублей, жена – 5 рублей, дети старше десяти лет – 5 рублей, дети моложе десяти лет от купального сбора освобождались. За прислугу тоже надо было платить купальный сбор. Иностранцы платили сбор в тройном размере.

  Кроме того, местная полиция по распоряжению Городской Управы Рижского взморья приступила к собиранию сведений о наёмной плате за дачи на предмет взыскания 10-процентного налога с дачевладельцев и 6-процентного налога с даченанимателей. Полиция при этом предупреждала, что неправильные показания будут преследоваться законом. От даченанимателей требовалось указание их городских адресов на тот случай, чтобы налог, который по чему-либо Управа не успеет взыскать непосредственно на месте, мог бы быть взыскан впоследствии в Риге.

 15 июня температура воздуха на солнце достигала 19 градусов, воды в море – 12 градусов. Было много купающихся. Но из-за плохой погоды в предшествующие дни, большого наплыва дачников не было. Многочисленные пансионы пустовали. Торговля протекала вяло и лавочники терпели убытки. В Бильдерлингсгофе шла подготовка к открытию постоянного базара по продаже предметов первой необходимости. В Эдинбурге II в помещении летнего театра в те июньские дни ожидалось открытие  кинематографа и театра миниатюр, но по соображениям пожарной безопасности кинематограф в июне так и не был открыт. Трупа театра тоже осталась без заработка. Только к середине июля удалось устранить все замечания по пожарной безопасности и большой кинематограф «Гранд-кино» заработал с дивертисментом из рижских артистов.

 

 15 июня на Взморье проводилась однодневная перепись жителей. Через неделю газета опубликовала такие результаты:

 Жителям Взморья, принадлежащим к латвийскому подданству, к середине июня было выдано 3360 паспортов. Бедным жителям паспорта выдавались бесплатно. Следует отметить, что на взморье регулярно проводились рейды по контролю документов дачников с целью выяснения вопроса о прописке и уплате купального сбора.

 В начале июля забастовали железнодорожники. Забастовка, неожиданно оторвавшая Взморье от Риги, поставила Взморье в крайне критическое положение. Подвоз продуктов прекратился и большинство лавок пустовали. Ощущался недостаток мяса, хлеба и даже молочных продуктов, цены на которые резко подскочили. Рыбу у местных жителей дачники разбирали нарасхват даже по крайне вздутым ценам. Особенно в критическом положении оказались Ассерн, Карлсбад и Дуббельн, где вообще и ранее продовольственный вопрос решался крайне неудовлетворительно. Вдобавок к этим злоключениям большинство семей, из-за отрезанности от Риги, оказались без денег. Газеты доставлялись на Взморье пешеходами-добровольцами.

 27 июля на Рижском взморье было основано отделение Латвийского Общества Красного Креста, целью которого, помимо прочего, было открытие амбулатории для оказания врачебной помощи  жителям. Общество периодически проводило на взморье кружечные сборы в пользу Латвийского Красного Креста.

 Сообщения со Взморья часто пестрили всякого рода происшествиями: пожары, утопленники, драки, хулиганские выходки. 13 июля газета сообщала, что на прошлой неделе в море напротив Майоренгофа на глазах купальщиков утонула молодая девушка, уплывшая за так называемую "четвёртую мель". Когда девушка стала тонуть и начала кричать о спасении, купающиеся, в том числе и жених, предположили, что это шутка и не обратили внимания. Труп девушки был унесён в море, и только на другой день его прибило к берегу напротив Мариенбада.

 Ещё одно сообщение: - Необнаруженные до сего времени озорники на Граничной улице около Эдинбургского кургауза, одетые в белые простыни и замаскированные под покойников, вздумали на прошлой неделе пугать по ночам гуляющих дачников, с криком нападая на прохожих. После того, как один из "покойников" был избит палками, грубые шутки прекратились.

 Особые неприятности жителям и дачникам доставляли карманные воришки, промышлявшие на дачных железнодорожных станциях.

 

 

 

 

 Были и курьёзные случаи как, например, "Большой детский праздник" в Дуббельне, устроенный 11 июля Биненгофским пожарным обществом.

Как потом писала газета, это был пример, как не надо устраивать детские праздники. Не говоря уже о том, что гулянье преследовало исключительно цели доходности, и детям, жарившимся на  солнце с часу дня до шести вечера, не предоставлено было даже стакана чаю или воды, некоторыми пожарными была дважды продемонстрирована "семейная картина" с дракой, во время которой была побита даже женщина. Вообще "детское" гулянье показало, что пожарные нужны для тушения пожаров и меньше всего пригодны для устройства праздников.

 Культурная жизнь взморья протекала довольно энергично. С окончанием сезона Латвийской оперы, симфонический национальный оркестр стал два раза в неделю на взморье давать концерты серьёзной симфонической музыки – по субботам в Бильдерлингсгофе, по воскресеньям – в Эдинбургском кургаузе.  В кургаузе проходили не только симфонические и оперные концерты. Изредка там звучала и более лёгкая музыка, и даже выступали юмористы. Хотя для лёгкого времяпровождения публика шла в морской павильон. Там всегда царило веселье.

Прогресс шагал по планете семимильными шагами. Не обошёл он и взморье. В середине июля в Эдинбургском кургаузе установили телефонный аппарат для общего пользования.

 Во второй половине августа с наступлением тёмных вечеров на дачах увеличилось количество краж. Дерзость воров простиралась так далеко, что они нередко вырезали оконные стёкла или целые оконные рамы. Полиция пыталась энергично бороться с воровством, но её сил было недостаточно для полного искоренения зла.

 Но однажды полиция Взморья всё же была усилена десятью полицейскими, двумя надзирателями и одним начальником участка. Только было это сделано не в связи с усилением борьбы с преступностью, а по случаю проведения на Рижском взморье в Бильдерлингсгофе  конференции балтийских государств – Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. Заседания Балтийской конференции проходили в гостинице "Бульдер" в заново отремонтированных и декорированных зеленью и цветами помещениях. В том же здании, где проходили заседания, были и жилые комнаты для членов делегаций. На балконах развевались флаги стран-участниц конференции. Первое заседание конференции состоялось 7 августа. Перед ним был устроен торжественный обед. Вечером после ужина участники конференции отправились в Эдинбургский кургауз на симфонический концерт оркестра Латышской национальной оперы. 4 сентября состоялось последнее пленарное заседание Балтийской конференции. Вечером все её участники уехали в Ригу.

 Тем временем, пока в Бильдерлингсгофе заседали серьёзные мужи, жизнь взморья шла своим чередом. Жители и дачники столкнулись с новой проблемой. В десятых числах августа на всём Взморье совершенно исчез из продажи чёрный хлеб. Только в Майоренгофе "по знакомству" можно было добыть хлеб по цене 5 рублей за фунт. Объясняя отсутствие чёрного хлеба спекуляцией рижских хлеботорговцев, местные лавочники говорили, что такой же недостаток хлеба наблюдался и в Митаве, где за фунт будто бы просили 10 рублей.

 Никакие события, происходящие на Взморье, не могли отвлечь налоговиков от их непосильного труда. Податный инспектор Рижского уезда объявил всем домовладельцам и квартиронанимателям Рижского взморья, что они до 20 июля обязаны представить ими выполненные подоходные листы, независимо, живут ли они постоянно в Риге или в других местностях. Все содержатели пансионов обязаны представить список всех их пансионеров и адреса их постоянного места жительства. За неисполнение штраф до пятисот рублей.

 Уже в начале сентября над морем начался осенний перелёт журавлей, что, по мнению старожилов, означало раннюю осень и зиму. Начался отъезд дачников в город. В связи с этим возрос спрос на ломовые подводы, каковым промыслом занялись рижские извозопромышленники. В общем, дачники были вполне удовлетворены летним сезоном, который, вопреки предсказаниям метеорологов, явился отнюдь не таким уж холодным и дождливым. За первую неделю сентября взморье покинуло большинство публики. Многие дачи уже стояли заколоченными, а часть магазинов закрылась.

 5 сентября в Майоренгофе состоялось собрание проектируемого нового акционерного общества, имеющего целью, начиная с будущего года, приведение Рижского взморья в состояние большого европейского курорта. Собрание было очень многолюдным, продолжалось свыше восьми часов и на нём, кроме инициативной группы, присутствовали местные дачевладельцы, члены купальных обществ и представители Городской Управы. В задачи общества входило: покупка и постройка новых дач, организация крупных пансионатов, отелей, ресторанов, купальных павильонов и кургаузов, наблюдение за правильной застройкой Взморья на погорелых местах, улучшение канализации, дорог, проведение электрического освещения на Взморье и посильное участие в ремонте постоянного железнодорожного моста через реку Аа. В виду того, что проект инициативной группы встретил дружное одобрение собрания и Городской Управы, было решено немедленно выработать устав акционерного общества с акциями по одной тысяче рублей.

 

 Ещё об одном важном мероприятии следует упомянуть. Оно было общелатвийского масштаба и, конечно же, коснулось Рижского взморья. 2 июля на своём заседании правительство приняло решение о высылке из Латвии иностранцев, не имевших до 1 августа 1915 года в Латвии постоянного места жительства и занятий. Основной причиной такого решения называлась спекуляция валютой и прочие махинации со стороны иностранцев, ведущие к подрыву экономики Латвии. Это решение взволновало общественное мнение Латвии. Начальник полиции Взморья указал, что иностранцы, о коих шла речь в постановлении правительства, должны покинуть рижское взморье до 25 июля. Домовладельцы, их уполномоченные и управляющие, содержатели квартир и комнат и все другие лица, которые после 31 июля будут держать у себя упомянутых иностранцев, будут караться штрафом в 10000 рублей или полугодовым арестом, или одновременно тем и другим. Согласно имеющимся данным, выселению с Рижского взморья к 25 июля подлежали около трёх тысяч иностранных подданных. Часть иностранцев к тому времени уже покинула взморье. Иностранцы, которые желали после 25 июля остаться, должны были получить от начальника участка Рижской полиции удостоверение и нотариально засвидетельствованную выписку из прежних домовых книг и с этими документами явиться в главное полицейское управление Рижского взморья в Дуббельне с двумя свидетелями и соответствующим прошением о просмотре и регистрации разрешения. Кстати, русским подданным напоминалось, что все не оставившие добровольно в назначенный срок территорию Латвии, будут высланы в Советскую Россию. При добровольном выезде выселяемым предоставлялась свобода выбора страны назначения. К середине августа вопрос о выселении иностранцев со Взморья обстоял следующим образом. 35 иностранцам был продлён срок проживания на определённое время, 17 иностранцев высланы и 146 оставлены на постоянное жительство. Сравнительно небольшое количество иностранцев на Взморье объяснялось тем, что половина из числа непостоянных жителей Взморья прибыли из других городов, где они и подавали прошения об оставлении.

 

 Кеммерн не входил в состав города Рижское взморье, простирающегося от Буллена до Ассерна. Но не упомянуть о нём на этой странице просто невозможно.

 Уже пять лет, как упоминание Кеммерна вызывало в воображении людей представление не о цветущем курорте, а лишь о каком-то стратегическом пункте на линии фронта. Война резко изменила судьбу Кеммерна. Из курорта, приносившего исцеление тысячам больных, которые съезжались сюда из России и всей Прибалтики, он превратился на долгое время в место смерти и разрушений, в место последнего успокоения многих тысяч невинных жертв войны.

 В 1920 году стали видны признаки новой зарождающейся жизни, начали открываться широкие перспективы будущего. Целебные источники, засыпанные некогда солдатами, вновь пробились наружу и давали тысячи вёдер целебной воды. Напротив вокзала вырос большой лесопильный завод, изготовляющий столь необходимые для воссоздания Кеммерна строительные материалы. Отсюда по узкоколейке доски доставлялись в район бывшего купального заведения. Здесь уже было сделано столько, что почти  незаметными стали следы разрушений. От прежних строений отчасти сохранились лишь два купальных заведения: грязевое отделение и ванное III класса. Несмотря на большие разрушения их можно было реставрировать.

 По Туккумской улице на Даугавском участке устраивался ресторан. Для военных ремонтировались три хорошо сохранившиеся дачи. Начиная с Пасхи принимались меры к реставрации дач и очищению парка. Опасения внушал лишь жилищный вопрос, который в виду ожидаемого значительного наплыва больных, принимал весьма острые формы. Частный капитал не мог своими силами справиться с решением данной проблемы. Большие надежды возлагались на правительственный кредит. Над возрождением Кеммерна работали главное строительное управление, департамент здравоохранения и военное санитарное управление.

 К середине июля в Кеммерне уже были восстановлены два здания по 500 серных ванн в каждом. С 16 июля кроме серных ванн публике предоставлялись и грязевые ванны. Серные стоили 15 рублей за ванну, грязевые – 25 рублей. Сезон длился до 15 сентября.

 Вот собственно и всё. Заканчиваю на лирической ноте. На всякий случай для тех, кто сомневается в достоверности изложенного, внизу этой страницы, чисто по дилетантски, привожу первоисточники. Вполне возможно, что и в них давным-давно вкрались какие-нибудь неточности. Но, как говорится, за что купил, за то и продал.

С уважением,

Виктор.


Первоисточники

 

Хроника Рижского взморья

Поезда

Пароходы

Развлечения

Балтийская конференция

Выселение иностранцев

Кеммерн

22.01.2021.