У Больших часов

 В июле 1927 года в рижской газете «Сегодня» была опубликована заметка "Уличное движение в Риге развивается". В ней фигурировали такие цифры: за 1926 год в Риге  автобусами было перевезено свыше 7 миллионов пассажиров; на 140 трамвайных вагонах, имеющихся у города, в 1926 году было перевезено более 41 миллиона пассажиров. Из других средств сообщения, циркулирующих в Риге, следует отметить свыше 7000 велосипедистов, 250 мотоциклеток и свыше 1300 автомобилей, около 550 из которых – такси. Знаменательно, что значительно уменьшилось число извозчиков. К 1 января 1927 года в Риге было лишь 640 извозчиков (это около трети числа извозчиков довоенного времени).

 Механизация уличного движения в Риге и ускорение темпа уличного сообщения привели к увеличению числа уличных катастроф. В связи с этим постовые полицейские в Риге должны были следить и за уличным движением. Это не являлось их прямой обязанностью, но так как отсутствие средств для урегулирования движения не позволяло поставить специальных лиц, регулирующих движение, то эту обязанность приходилось исполнять именно обычным постовым. Так было до апреля 1927 года, когда было решено поставить специальных полицейских-регулировщиков на двух самых оживлённых перекрёстках – возле новых Больших часов на бульваре Свободы возле улицы Калькю и на углу Кр. Барона и бульвара Аспазии у главной почты. А в июне того же года было решено устроить на этих перекрёстках для регулировщиков возвышенную площадку, обогреваемую электричеством зимой, и уже через месяц всё было сделано. Регулировщики заняли свои места. А уже 28 февраля 1928 года газета «Сегодня» сообщила, что в самых бойких местах – у больших часов, у почты и в других пунктах устроены особые полицейские посты для регулирования уличного движения и что предполагается такие же посты в случаях надобности открыть также у Национальной Оперы и у Национального театра.

 В июле 1927 года на перекрёстках у Больших часов и у почты помимо площадок для регулировщиков появились и "оазисы" для пешеходов, где они могли бы останавливаться, не рискуя быть раздавленными при переходе улицы. Тогда же в бойких местах появилась и разметка на мостовых, указывающая, как должно совершаться уличное движение. Тогда же, к слову сказать, на рижских тротуарах появились и рисунки, никак не связанные с безопасностью движения. Городская управа заключила с одной местной фирмой договор о предоставлении ей права рекламы на городских панелях. Фирме было разрешено раскрашивать на тротуарах пёстрые рекламные афиши, причём с каждого занятого рекламой квадратного метра фирма платила городу 1 лат ежемесячно. Договор был заключён на десять лет.

 

Раз уж здесь упоминались Большие часы, установленные на углу бульваров Свободы и  Аспазии в конце 1926 года, то будет уместно отметить, что они усложнили жизнь автомобилистам. 

Уж очень близко к перекрёстку они были установлены, возникали аварии, и уже в феврале 1927 года рижская горуправа даже озаботилась вопросом о переносе часов с бульвара Аспазии на новое место.

 

 Почему часы сразу не установили как надо? - вопрос риторический. НО!..

Если взять во внимание два факта, приведённых ниже, то, включив фантазию, можно сделать кое-какие выводы.

 Факт первый. Всем известно, что Большие часы в народе называли часами Вецкална. Был такой гласный (по-нынешнему – депутат). Некоторые источники утверждают, что именно по его предложению были установлены часы. Будучи одним из лидеров социал-демократической партии, он якобы заявлял, что часы нужны на трамвайной остановке, чтобы работники не приходили на работу раньше положенного, и следовательно, их не могли бы излишне эксплуатировать владельцы фабрик.

 Факт второй. Газета «Сегодня» 22 июля 1927 года писала:"Курьёзным оказался запрос гласного Вецкална о том, что на углу одной улицы трансформатор будто бы поставлен таким образом, что он закрывает шоферам возможность видеть, что происходит за поворотом. Выяснилось, что с постройкой трансформатора именно на этом месте согласился в своё время сам Вецкалн, когда он исполнял обязанности заведующего городским строительным отделом".

Так может и разрешение на установку часов тоже давал Вецкалн?

 

  Заканчиваю этот рассказ заметкой и о часах, и о регулировщике под названием "Как применить башню часов?". Она была опубликована 9 февраля 1927 года в рижской газете «Слово».

Рижская газета «Слово» 09.02.1927. "Как применить башню часов?"
Рижская газета «Слово» 09.02.1927. "Как применить башню часов?"

P.S.:

 

10.01.2022.