О восстановлении Бильдерлингсгофского железнодорожного моста


 В 1922 году произошло несколько значимых событий в Латвии в общем и на Рижском взморье в частности. Для Латвии 1922 год – это год выборов первого Сейма, первое заседание нового парламента, выборы первого президента, денежная реформа, в результате которой появились латы и сантимы. Для Рижского взморья 1922 год – это восстановление разрушенного войной Бильдерлингсгофского железнодорожного моста и открытие Казино.

Эта заметка про мост.

 Бильдерлингсгофский железнодорожный мост был построен в конце семидесятых годов XIX века. Во время Первой мировой войны был разрушен при отступлении русских войск.

Бильдерлингсгофский мост до Первой мировой войны
Бильдерлингсгофский мост до Первой мировой войны
Бильдерлингсгофский мост до Первой мировой войны
Бильдерлингсгофский мост до Первой мировой войны

В первые послевоенные годы железнодорожное сообщение со взморьем осуществлялось с пересадкой. Из Риги поезда шли до реки Аа Курляндской. Пассажиры по плавучему мосту переходили на противоположный берег. Там от станции Буллен продолжали свою поездку. В 1920 году дачнику, желающему попасть на поезд, прибывающий в Ригу в 9 часов утра и живущему где-нибудь в Майоренгофе или Эдинбурге, приходилось вставать в 5 часов утра. На обратную поездку уходило не менее трёх часов. Поездка от Риги до Аа длилась около часа, от Аа до Туккума около четырёх часов.

Бильдерлингсгофский плавучий мост. 1922 год
Бильдерлингсгофский плавучий мост. 1922 год

 Ещё весной  1921 года правительство начало вести переговоры с заграничной фирмой относительно ремонта, разрушенного войной, Бильдерлингсгофского железнодорожного моста с тем, чтобы закончить ремонт к маю следующего года. Предполагалось все железные части моста изготовить заново и поставить их на прежние устои.

 15 июня газета сообщала: "В государственный бюджет текущего года было включено около 20 миллионов рублей на восстановление Бильдерлингсгофского моста. Кредит этот, однако, не отпущен и Рижское взморье, таким образом, остаётся в нынешнем печальном положении, созданном неудобствами сообщения. Поступили от частных предпринимателей и некоторых фирм предложения возобновить мост за счёт частной инициативы. Есть несколько вариантов. Между прочим, поступило предложение восстановить мост, погашая вложенный на постройку моста капитал взиманием особого налога с железнодорожных билетов на Рижское взморье. Чтобы приступить к работам по восстановлению моста, необходимо произвести общие предварительные и водолазные работы. Для этой цели испрашивался кредит в 100000 рублей, но и этот кредит отклонён".

 Так или иначе, был объявлен конкурс на восстановление моста. 24 сентября "Сегодня" сообщила, что преимущество отдано германской фирме, взявшейся построить мост на несколько миллионов рублей дешевле, чем голландская фирма. Однако, из сообщения, опубликованного в газете месяцем позже, следует, что за мост взялись всё же голландцы: "Голландская Лейденская фирма уже приступила к предварительным работам по сооружению моста через реку Аа у Бильдерлингсгофа. Снимаются с быков старые сломанные и взорванные фермы. Работают у моста пока около 50 человек. Новые фермы будут доставлены в Ригу в разобранном виде".

 В январе 1922 года главное железнодорожное управление получило проект работ по восстановлению моста. Одновременно шли работы по замене чугунных частей быков моста на новые.

 20 февраля из Лейдена в Ригу были отправлены две фермы моста в разобранном виде. Сборку ферм планировалось производить на месте постройки моста. В середине марта у голландцев были готовы к отправке в Ригу остальные 4 фермы и разводная часть моста, но из-за затруднений в навигации доставка груза затянулась более чем на месяц. По контракту голландцам за задержку грозил штраф 25000 рублей в сутки. Но латвийские власти сочли причину задержки уважительной и штрафные санкции применять не стали.

 На восстановленный мост дачники возлагали большие надежды. Ведь движение по мосту сократит время в пути примерно на полчаса. Поэтому многие сняли дачи в отдалённых районах – в Карлсбаде и Ассерне, где, таким образом, колония дачников значительно возросла. Благодаря надежде на мост цены на дачи весной значительно поднялись, и дачевладельцы лучших районов сдали свои дачи по цене на 30 – 40 процентов превышающей прошлогоднюю.

 В мае работа по сборке ферм шла полным ходом в две смены. Разводная часть моста уже была доставлена на берег Аа. В начале июня стройку посетили голландский посланник Рапард, министр сообщения Паулюк и директор железных дорог Блодниек. Смотрели – всё ли в порядке. Но как оказалось, на стройке были проблемы. Через три дня после визита высоких чинов рабочие, угрожая забастовкой, предъявили представителю голландской фирмы свои требования: повышение поденной платы на 75 процентов, бесплатного проезда с назначением особого поезда к часу окончания работ, содержание специального врача и фельдшера на месте работы, страхование на случай несчастья, снабжение питьевой водой и т. д. Требования рабочих, за исключением повышения зарплаты, были удовлетворены. Рабочие бастовать не стали.

 Работа продвигалась медленно. Сроки окончания работ несколько раз передвигались. Промедление в работах объяснялось тем, что изготовленные в Голландии мостовые фермы прибыли в Ригу согнутыми и в непригодном для установки состоянии. Работы по исправлению заняли продолжительное время. Технические приспособления, применяемые на стройке, были несовершенны, что замедляло успешный ход работ. 12 июля 1922 года газета «Сегодня» сообщала: "Постройка Бильдерлингсгофского моста совершенно не продвигается, и нет уже сомнений, что мост в нынешнем году не будет закончен. Приведённое на прошлой неделе сообщение, что в ближайшие дни начнётся установка ферм на устоях, также оказалось необоснованным. Фермы всё ещё лежат на берегу. Фирма спокойнейшим образом работает всё с теми же двумя сверлильными и тремя клепальными аппаратами, которые пускают в ход большей частью при подходе поездов к реке… Группа дачников подаёт прокуратуре прошение о расследовании причин задержки при постройке моста". То ли жалобы дачников, то ли какие-то другие причины сыграли свою роль, но работы на мосту ускорились. В начале третьей декады июля были установлены на устои три фермы моста и начата прокладка рельсового пути. К 12 августа были установлены все фермы моста и разводная часть. Ещё неделя понадобилась для окончания всех работ.

Испытание моста 22 августа 1922 года
Испытание моста 22 августа 1922 года

 22 августа 1922 года состоялось испытание прочности и сдача моста.

287-метровый мост, состоящий из шести ферм и одной разводной части, установлен на шести парах быков. Сдавали мост строители: голландский инженер Ванвлотен и от латвийского правительства инженер Раман.

Состав приёмочной комиссии: инженер Шмидт – председатель, инженеры Роде, Бартс, Краузе, Унруль, Боффепель и Брандер. От высшей школы Латвии профессор Денффер и доценты Павулан и Зилит.

В 12:10 на мост вошёл первый поезд в составе двух паровозов, шести американских вагонов, гружённых рельсами, 15 вагонов, гружённых песком, одного вагона первого класса и одного вагона второго класса, общим весом около 697 тонн (около 42, 5 пуда). На каждой ферме поезд простаивал по полчаса, причём производились исследования, давшие более чем удовлетворительные результаты. На первых двух пролётах моста под давлением колоссального груза прогиб фермы не превышал 19 миллиметров. Мост обошёлся правительству в 23 с небольшим миллиона, т. е. при переводе на довоенную валюту около 200000 рублей, в то время, как цена такого моста была около миллиона.

Мост имел разводную часть для пропуска пароходов
Мост имел разводную часть для пропуска пароходов
Разводка моста осуществлялась вручную
Разводка моста осуществлялась вручную

 24 августа при огромном стечении публики состоялось открытие моста. Экстренный поезд с приглашёнными гостями отправился от станции Рига сразу после половины первого дня. В числе пассажиров были министр-президент З. Мейеровиц, министр внутренних дел А. Квесис,  министр финансов Р. Калнинг, товарищ министра иностранных дел Салнайс, товарищ военного министра полковник Лайминь, представители общественных организаций и печати.

После получасовой поездки поезд прибыл к мосту, где он был встречен оркестром. Официальное торжество началось с прибытием председателя Учредительного Собрания Я.Чаксте. Председатель испытательной комиссии инженер Шмидт в кратких словах ознакомил прибывших с технической стороной построенного моста. Министр путей сообщения Паулюк подчеркнул, что все слухи о том, будто мост недостаточно тщательно построен, лишены всякого основания. Испытания дали самые лучшие результаты.

 Янис Чаксте выступил с речью, в которой, между прочим, указал, что Бильдерлингсгофский мост является первым из крупнейших мостов, построенных за время существования независимой Латвии. Председатель Учредительного Собрания Чаксте перерезал шнур, после чего все присутствующие перешли мост и стали наблюдать за действиями разводной части. На станции Буллен министр путей сообщения обратился к рабочим, участвовавшим в постройке моста, и поблагодарил их за приложенные труды.

Поезд направился в Бильдерлингсгоф. На станции был сервирован обед. За столом речи произносили министр сообщения Паулюк, голландский консул Гернмарк, товарищ министра иностранных дел Салнайс, от города Риги - член Управы Кревиньш, от имени журналистов - редактор "Latw. Kareivis" полковник Пленснер, от рижского биржевого комитета – Зеберг, от имени общественности – товарищ министра земледелия Цельминьш и целый ряд других.

Экстренный поезд доставил гостей обратно в Ригу.

Председатель Учредительного Собрания Я. Чаксте открывает мост 24 августа 1922 года
Председатель Учредительного Собрания Я. Чаксте открывает мост 24 августа 1922 года

 По мосту сразу же было открыто и пешеходное сообщение. Для конного движения временно оставался плавучий мост. В сентябре для этих целей приспособили новый мост, сделав на нём специальный настил. В сентябре же на мосту провели электрическое освещение.

Однако, не всё было в порядке с новым мостом. Разводка моста осуществлялась вручную и требовала много времени. Разводился мост главным образом по ночам, когда прекращалось движение поездов. Управление железных дорог только сейчас озаботилось устройством разводки с помощью электрической тяги.

Нередки были случаи, когда из-за неисправностей разводной части моста пароходы, следующие из Риги и Митавы,  выбивались из графика и прибывали к месту назначения с большим опозданием.

 Спустя три месяца после открытия, 23 ноября, состоялось третье и последнее испытание Бильдерлингсгофского моста. Комиссия пришла к заключению, что мост, за исключением выдвижной части, находится в полной исправности. До исправления механизма выдвижной части удерживается залог голландской фирмы, построившей мост.

 Старый плавучий мост убрали. В конце октября город Шлок подал в правительство ходатайство о передаче ему Бильдерлингсгофского плавучего моста. До войны Шлок имел собственный мост, уничтоженный при отступлении русских войск.

 

 После сдачи моста в эксплуатацию ещё долго не были улажены притязания рабочих к голландской фирме. Рабочие требовали выплаты пятидесятипроцентной надбавки за сверхурочные и вознаграждение за неиспользованный отпуск. Фирма отказалась от уплаты т. к. эти требования были предусмотрены законом, принятым уже после заключения договоров. Тогда рабочие предъявили эти требования к голландской фирме через министерство труда. По мнению рабочих, голландцы задолжали им в общей сложности 132 тысячи рублей. Чем закончилась эта тяжба, газета не сообщила.

Булдурский (Бильдерлингсгофский) мост на открытке 1926 года
Булдурский (Бильдерлингсгофский) мост на открытке 1926 года

Август 1922 года. Рижское взморье. Испытание и открытие Бильдерлингсгофского моста.

31.03.2021.


1923 год